Follow Us:

Государственная администрация водного транспорта

Главная История водного транспорта Беларуси «Крылатый речной флот»

«Когда-то по Днепру летали Ракеты…» – до сих пор могут вспоминать люди, рассказывая младшему поколению про времена, когда из Гомеля в Киев на торговые ярмарки добирались по воде. Однако сегодня все меньше людей знают об этих самых Ракетах.

Такие суда используют устройство в форме крыла (отсюда и название – суда на подводных крыльях) для того, чтобы поднять судно над водой, тем самым уменьшая сопротивление и силу трения, которые ограничивают скорость передвижения обычных судов. Когда судно набирает достаточную скорость оно встает на крылья, отрываясь от воды, и кажется, что оно летит над водой.

Сами «Ракеты» начали появляться в БССР ещё в 1950-х годах, однако собственные суда на подводных крыльях в Беларуси не производились вплоть до 1963 года. В тот год на Гомельском судоремонтном заводе родился первый белорусский теплоход на подводных крыльях «Беларусь», предназначенный для скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях в верховьях рек протяжённостью до 320 км. Теплоход вмещал 40 пассажиров и развивал скорость до 65 км/ч, осадка на крыльях – 40 см.

Судно на подводных крыльях «Беларусь»

Белорусский проект был уникальным на то время, ведь данная модель была ориентирована на наши речные условия: узкое извилистое русло и мелководье. Через несколько десятилетий именно такие модели будут популярны у многих речников в разных странах.

В 1980-х годах на смену судам типа «Беларусь» и «Ракета-М» сконструировали новое судно на подводных крыльях «Полесье». Теплоходы данного типа производились на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе с 1983 по 2008 годы. Всего тогда предприятие выпустило более сотни единиц этих судов.

«Полесье»

Белорусские «Полесье» пользовались большим спросом, многие отправлялись на экспорт в такие страны, как Венгрия, Болгария, Никарагуа, Вьетнам, Польша, Марокко, Румыния, Германия, Украина.

После 1991 года значительное количество было куплено операторами скоростных линий Китая; теплоходы «Полесье», эксплуатирующиеся там, носят название Лунта́н (с китайского – «парящий дракон»). Основное отличие китайского теплохода «Лунтан» от советского «Полесья» заключается в компоновке салона. На «Лунтане» отсутствуют бар и столики, вместо них установлены дополнительные ряды кресел.

«Лунтан»

Итак, несколько десятилетий назад по нашим рекам ходили суда на подводных крыльях. «Ракеты», «Беларусь», и «Полесье» были не только любимыми судами местных жителей, но и наиболее удобным способом попасть в столицу Украины из Гомеля, Речицы и Мозыря. Путешествие было очень комфортным. Пассажиры сидели в мягких креслах и любовались прекрасными видами Днепра.

Современное поколение может узнать об этом только из рассказов родителей – как незабываемо было пролететь по воде на «Ракете» до Киева или Турова. Многие покупали билеты даже для того, чтобы просто прокатиться на таком судне. Ведь они в то время символизировали технический прогресс Советского Союза. Однако, сегодня пассажирские перевозки стали использовать другие виды транспорта: скоростные поезда, самолёты, частный автотранспорт. Сменились времена, и «летающие» суда стали не нужны.

Статья основана на материалах:

https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/transport_i_svyaz/SUDA_NA_PODVODNIH_KRILYAH.html , https://www.iphones.ru/iNotes/po-vode-na-krylyah-meteory-komety-i-drugie-samye-bystrye-korabli-istorii-02-08-2021 , https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/672121